8 (800) 511-33-12+7 (499) 404-10-60

Звонок по России бесплатный

+7 (499) 404-10-60

8 (800) 511-33-12

Звонок по России бесплатный

Успейте получить 10% скидку
Оставьте заявку онлайн!

Как отразить платежи для членов в СРО в бухгалтерском учете

Как отразить платежи для членов в СРО в бухгалтерском учете

Современное законодательство подразумевает для компаний членов СРО внесение вступительных взносов, оплату ежегодных членских взносов, и отчисления в компенсационный фонд СРО.

Также большинство саморегулируемых организаций требуют от своих участников обязательной страховки гражданской ответственности во время оформления отношений с собственными клиентами.

Так как же правильно отобразить все расходы связанные со вступлением в СРО в бухгалтерской отчетности?

Налоговый учет по основной схеме

В тех случаях, когда для организации членство в составе СРО является обязательной необходимостью, она имеет возможность учитывать все эти платежи во время расчетов по налогооблажению прибыли.

В частности, внесение сумм взносов производится на основании одного из подпунктов 264 статьи Налогового кодекса, а страховые суммы вносятся на основе 263 статьи того же документа.

Законодательство допускает списание всей суммы взносов в СРО за отчетный период в виде единого платежа, без деления, в то время как денежные средства по страховым взносам списываются пропорционально сроку действия договора страхования, что подробно описано в статье 272 Налогового кодекса.

В тех случаях, когда компания добровольно стала членом саморегулируемой организации, учет затрат осуществить более сложно, ибо в налоговой службе полагают, что данные издержки не являются экономически обоснованными.

Но, тем не менее, добровольное вступление в состав СРО не исключает возвращения суммы взносов, для этого необходимо представить данные суммы по статьям прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Так как взносы в саморегулируемой организации можно отнести к категории другие расходы, определенной 264 статьей Налогового кодекса.

Налоговый учет по упрощенной системе

Подпункт 31.1 первого пункта 346 статьи Налогового кодекса позволяет компаниям, налогооблажение которых осуществляется по упрощенной схеме (доходы за минусом расходов) относить вступительные и членские взносы в СРО к статьям расходов.

Что касается страховых взносов, то законодательно разрешается относить к категории расходов только обязательное страхование.

На этом фоне сразу появляется вопрос об обязательности страхования при вступлении в состав СРО?

Получается, что данная страховка не является обязательной, что соответственно не вынесено в название страхового взноса, но с другой стороны, без ее наличия компания не получит разрешений на проведение ряда работ, что делает страховку по сути обязательной.

Можно предположить, что в налоговой инспекции страховку при вступлении в СРО не станут причислять к обязательным видам страхования, а исход судебных разбирательств предугадать практически невозможно.

На всякий случай лучше не рисковать, и из числа налогов страховку исключить.

Первичные документы

Одним из вопросов при формировании пакета документов для налоговой службы является отсутствие документов, подтверждающих внесение взносов.

Дело в том, что СРО выдает своим участникам только свидетельство о вступлении в состав участников, но в этом документе нет информации о величине взносов и сроках платежа.

При этом вариант списания взносов зависит от системы документооборота, которым пользуется каждая конкретная саморегулируемая организация.

Часть СРО выставляет членам счета, соответственно они и являются подтверждением платежей.

Другая часть СРО выдает копию положения о взносах (порядке уплаты и размерах), что тоже является достаточным документом для регистрации расходов.

Возможно вам будет интересно узнать как происходит процедура ликвидации СРО, и последующего выхода из нее компании

Но есть и такие организации, где документы с прописанными суммами взносов не выдаются, поэтому каждый член должен самостоятельно заботиться о наличии первичных документов, подтверждающих суммы платежей.

Наиболее распространенным способом является распечатка документов, обязывающих членов организации вносить вступительные и членские взносы.

К таким документам относятся протоколы собраний, положения саморегулируемой организации и так далее.

Все вышеуказанные документы являются средством подтверждения расходов компании, входящей в состав СРО.

В частности в Министерстве Финансов считают, что списание затрат может производиться на основании свидетельств, платежных ведомостей, счетов и иных бумаг, выдаваемых саморегулируемой организацией своим членам.

Отражение взносов в бухгалтерском учете

Оплачиваемые взносы требуется отражать в тех отчетных периодах, когда фактически была произведена оплата.

Соответственно ежемесячные взносы относятся к расходам за месяц, а квартальные за квартал.

Если же оплата производится раз в год, то сумму лучше всего делить поквартально или помесячно, причем списание может производиться как равноценными долями, так и нет.

как отразить в бухгалтерии платежи в СРО

К числу единовременных платежей относятся вступительный взнос, и взнос в компенсационный фонд СРО.

Они оплачиваются при вступлении в число участников, и в случае выбытия компании не возвращаются. В бухгалтерии данные расходы проводятся по статье 97 "Расходы будущих периодов".

Необходимо отметить, что некоторое время существовала некая неопределенность связанная с использованием данного счета, но в Министерстве Финансов заверили, что в обращении со счет изменений нет, и его назначение остается прежним, в том числе по отражению расходов, которые не влекут за собой появление будущих активов.

Взносы при вступлении в саморегулируемую организацию полностью подходят под это определение.

Каждая компания должна определить срок списания средств по статье расходов будущего периода, при этом в свидетельстве о регистрации срок его действия не указывается, следовательно каждая компания устанавливает этот срок самостоятельно.

Чаще всего выбираются сроки от трех до пяти лет. При этом отразить вступительные взносы можно в день получения свидетельства о регистрации в качестве члена саморегулируемой организации.

Стоит отметить, что порядок списания в системах бухгалтерского и налогового учета отличается. В частности, в бухгалтерии он растягивается, а в налоговом учете списывается сразу.

Результатом этого становится появление отложенного налогового обязательства и формирование налогооблагаемой временной разницы.

Пример:

Компания стала членом СРО в январе 2012-го года.

Вступительный взнос составил 80 тысяч рублей, а выплаты в компенсационный фонд 300 тысяч рублей. Величина ежемесячных членских взносов 5 тысяч рублей. Руководство фирмы приняло решение о списание сумм равными частями в течение трех лет.

Бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом:

Дебет 76 Кредит 51
380.000 (80.000+300.000) – перечисление денежных средств в СРО
Дебет 97 Кредит 76
380.000 – отражение взносов н счет расходов будущих периодов
Дебет 68 Кредит 77
76.000 (380.000 х 20%) – отражение отложенного налогового обязательства

Кроме того, в течение трех лет ежемесячно делаются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 76 Кредит 51
5.000 – перечисление ежемесячных членских взносов
Дебет 26 Кредит 76
5.000 – ежемесячное списание взносов на текущие расходы
Дебет 26 Кредит 97
10.555,55 (380.000/36 месяцев) – частичное списание расходов будущих периодов
Дебет 77 Кредит 68
2.111,11 (10.555,55 х 20%) – уменьшение отложенного налогового обязательства

Необходимо отметить, что регулярные и одноразовые взносы согласно ПБУ «Расходы организации», следует относить к обычным видам деятельности, и их движение указывается в разделе «Денежные потоки от текущих операций», в строках с кодом 4129 «Прочие платежи».

Иные варианты учета взносов

В некоторых случаях бухгалтерами используется подгонка налогового учета под бухгалтерский с целью не использовать отложенные налоговые обязательства и временную разницу платежей.

В этом случае вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд СРО принимают не единовременными, а равными сроку списания средств по бухгалтерскому учету.

При этом в статье 272 Налогового кодекса говорится, что в случаях невозможности установления четких связей между доходами и расходами, распределение затрат может осуществляться по усмотрению налогоплательщика.

Стоит отметить, что такой подход является не выгодным для организации.

Вместо единовременного снижения налогооблагаемой базы компания растягивает списание на длительный срок.

В тоже время, применение подобного способа гарантированно защищает налогоплательщика от претензий со стороны налоговых органов и штрафных санкций.

Возможно вам будет интересно познакомиться с основным законом (ФЗ № 315), регулирующим деятельность СРО здесь

Существует и другой подход к учету подобных взносов. Данный способ применяется организациями в ситуациях, когда им необходимо представить собственный баланс в лучшем виде.

В таком случае отражение вступительных взносов проводится в виде нематериальных активов, имеющих неопределенный срок полезного использования.

Данный способ отражения расходов также имеет право на существование, что отражено в ПБУ «Учет нематериальных активов», и согласно одного из пунктов этого документа амортизация на них не распространяется.


Остались вопросы?

Закажите звонок прямо сейчас и получите ответы на все ваши вопросы!

Ваш контактный телефон

Получить консультацию

Нажимая "Получить консультацию" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.