+7 (499) 404-10-60

8 (800) 511-33-12

Звонок по России бесплатный

Успейте получить 10% скидку
Оставьте заявку онлайн!

Железнодорожный транспорт может остаться без СРО

Железнодорожный транспорт может остаться без СРО

Споры про необходимость создания на железнодорожном транспорте единой саморегулируемой организации (СРО) длятся почти два года и, скорее всего, окончательное решение будет принято еще не скоро.

На прошедшем недавно в ФАС России заседании (именно ФАС РФ лоббирует создание на ж/д транспорте СРО), данная тема поднималась в очередной раз.

В частности, высказывалось мнение, что СРО сможет стать базой для единой торговой площадки по реализации транспортных услуг, а также будет способна исполнять контрольно-надзорные и регуляторные функции.

Однако, сама инициатива, по оценкам экспертов, представляется достаточно туманной.

Скептически относится к созданию СРО на ж/д транспорте и Юрий Саакян -генеральный директор Института проблем естественных монополий. Господин Саакян утверждает, что сегодня регулирование железнодорожного транспорта осуществляет шесть ведомств: Минэкономразвития, Минтранс, ФСТ, Росжелдор, ФАС, а также Ространснадзор.

Также некоторые регуляторные функций исполняет РЖД.

В то же время между госорганами в течении всего времени реформирования отрасли регулярно возникали разногласия – относительно инструментов, методов, а также мотивов регулирования.

При этом, в случае отсутствия у регуляторов единой позиции, невозможно будет изменить текущую нормативную базу с целью создания условий для работы на ж/д частных перевозчиков.

В данных условиях формирование единой государственной регуляторной политики относительно нового субъекта рынка — СРО — выглядит очень непростым, утверждает Юрий Саакян.

Эксперт считает, что предполагаемая СРО до сих пор не имеет границ деятельности.

Так, основная услуга ж/д транспорта – транспортировка пассажиров и грузов, однако заинтересованные стороны пока что занимались предметным обсуждением лишь сферы предоставления вагонов для перевозок, несмотря на то, что данная услуга является второстепенной - как ремонт вагонов, и т.п.

Вам наверняка будет интересно почитать про СРО управляющих компаний ЖКХ

Познакомиться с основными проблемами СРО в области строительства вы можете здесь

Дополнительным препятствием при создании в данной сфере СРО является неопределенность этого вида деятельности. Другими словами, не до конца решен вопрос об объекте саморегулирования.

Федеральные структуры не рассматривают транспортировку грузов как рыночную сферу (фактически именно таковой она и является), внутри которой возможна конкуренция как частных перевозчиков с общесетевым, так и общесетевого с частными - по стоимости, публичности предоставляемых услуги, и т.п.

Железнодорожное СРО

Как результат - предмет саморегулирования в самих перевозках отсутствует.

Если устанавливаются стандарты деятельности и осуществляется либерализация регулирования в области перевозок (а не только предоставления вагонов), тогда такие условия должны коснуться всех перевозчиков: РЖД, частных, против чего, между прочим, выступают отдельные ведомства.

Также создание СРО находится под вопросом и благодаря сохранившемуся управленческому и технологическому единству производственного процесса участников перевозок, а также единой диспетчеризации.

Помимо этого, если все же СРО будет создана, расходы операторов увеличатся, поскольку они будут вынуждены регулярно оплачивать членские взносы, величина которых достаточно существенна.

Следовательно, повышение затрат операторов отразится на стоимости услуг и вызовет рост затрат пользователей.

Введение «имущественного ценза» для всех участников рынка вызовет изменение его структуры - небольшие компании уйдут с рынка.

Уменьшение на рынке числа малых операторов, может, в свою очередь, спровоцировать переключение их клиентов на другие разновидности транспорта, в первую очередь, автомобильный, представляющий собой альтернативу железнодорожному транспорту в данном сегменте.

Внедрение механизма СРО на ж/д транспорте в сложившихся сегодня условиях вызовет рост транспортных затрат, что дополнительным бременем ляжет на потребителя.

Также нововведение вызовет снижение технологической устойчивости самого перевозочного процесса, говорит Саакян.

Сегодня, основываясь на расчетах, проведенных Институтом проблем естественных монополий, можно утверждать, что разделение инфраструктуры и перевозочной деятельности в РФ нецелесообразно.

Механическое копирование европейской модели полного разделения перевозочной и инфраструктурной деятельности вызовет значительный рост затрат на транспортировку грузов, по нашим оценкам - до 32%.

Настолько радикальные изменения не смогут решить существующие проблемы, а только создадут новые.

В результате железнодорожную отрасль России ожидает глубокий кризис, констатирует Юрий Саакян.


Остались вопросы?
Закажите звонок прямо сейчас и получите ответы на все ваши вопросы!

Ваш контактный телефон

Получить консультацию

Нажимая "Перезвонить" вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Вы можете отказаться от предоставления персональных данных путем отправки запроса на ящик marketing@gralnik-l.ru.